+7 (912) 6303008

  • Главная
  • Концепции PLM
    • Иерархия систем
    • Концепция PLM и связь с производством
    • Цифровизация - термины
    • Новая модель MESA
    • Цифровые двойники
      • Цифровой двойник производства
    • MBD и 3D аннотации
    • О модели данных
    • Заметки
      • Системная инженерия и производство
      • Индустриальная трансформация и бережливое производство
    • Особенности внедрения
      • О роли аналитика/архитектора
      • О роли интегратора
  • Технологии PLM
    • Технологии PLM
      • Особенности PLM в наукоемких отраслях промышленности
    • CAM в PLM
      • CAM в PLM
      • 3D модели для CAM
      • Импортозамещение CAM
      • Управляющие поверхности в 5-осевой обработке
      • О технологических моделях
      • Компонентные технологии в CADCAM
    • CAD и PLM
      • Параметризация и твердотельное моделирование
    • Основы MES
      • Будущее MES систем
  • QMS системы
    • О связях между модулями QMS систем
    • Внедрение QMS систем
    • Импортозамещение QMS
    • Teamcenter Quality
    • Ключевые характеристики
    • Отечественные QMS системы
  • Новости
  • Публикации
    • Статьи автора
    • Книга по цифровизации
    • Библиотека аналитика-архитектора PLM
    • События
    • О себе
  • Контакты
  • Главная
  • Концепции PLM
    • Иерархия систем
    • Концепция PLM и связь с производством
    • Цифровизация - термины
    • Новая модель MESA
    • Цифровые двойники
      • Цифровой двойник производства
    • MBD и 3D аннотации
    • О модели данных
    • Заметки
      • Системная инженерия и производство
      • Индустриальная трансформация и бережливое производство
    • Особенности внедрения
      • О роли аналитика/архитектора
      • О роли интегратора
  • Технологии PLM
    • Технологии PLM
      • Особенности PLM в наукоемких отраслях промышленности
    • CAM в PLM
      • CAM в PLM
      • 3D модели для CAM
      • Импортозамещение CAM
      • Управляющие поверхности в 5-осевой обработке
      • О технологических моделях
      • Компонентные технологии в CADCAM
    • CAD и PLM
      • Параметризация и твердотельное моделирование
    • Основы MES
      • Будущее MES систем
  • QMS системы
    • О связях между модулями QMS систем
    • Внедрение QMS систем
    • Импортозамещение QMS
    • Teamcenter Quality
    • Ключевые характеристики
    • Отечественные QMS системы
  • Новости
  • Публикации
    • Статьи автора
    • Книга по цифровизации
    • Библиотека аналитика-архитектора PLM
    • События
    • О себе
  • Контакты
         

    Иерархия систем PLM, MES, QMS

    Иерархия систем и понятия МОМ, MES, QMS

    Раздел написан на основе исследований компании LNS.

    Иерархию информационных систем предприятия определяет стандарт ISA 95. Стандарт был разработан ассоциацией MESA/  Рисунок из оригинального исследования LNS здесь дан упрощенно в свете рассматриваемых систем.

    На верхнем уровне (уровне 4) располагаются системы бизнес уровня (Управление предприятием, работа с заказами, работа с поставщиками, подготовка производства), уровни 0-2 – это уровни систем управления оборудованием (как отдельными станками, так и комплексами). Уровень MOM предназначен для связи бизнес уровня и уровней систем управления (дискретной автоматизации). Принципиально важно, что на уровнях 1-3 управление осуществляется в режиме реального времени.

    Системы класса ERP и PLM расположены на уровне 4 и пояснения не требуют. Основное внимание уделим уровню 3.

    LNS Research опубликовала даже отдельный пост, поясняющий разницу между MOM и MES. Суть его в том, что термин MES появился в 1990 году еще до введения стандарта ISA 95 (1995 года), и потому многие поставщики называют MES системой продукт, выполняющий ряд MOM задач. Теперь термин MES чаще связывают с продуктом, а MOM – с классом продуктов или задач.

    Во многих статьях по MES системам упоминается 11 функций MES со ссылкой на стандарт ISA 95 (ссылка), в 2004 году 3 функции были исключены, в т.ч. планирование, 2 из них развились в самостоятельные системы, в т.ч. APS (а управление документами стало рассматриваться на межсистемном уровне).  В исследовании LNS система APS – Advanced Planning and Scheduling – система расширенного планирования и диспетчирования – вынесена на уровень 4, хотя часто ее включают в MES. В ряде публикаций (в т.ч. отечественных) APS располагают между ERP-планированием и MES-планированием (т.е. сейчас рассматривается 3 уровня детализации планирования, APS – это уровень 2)). На рис. 1 категория MES включает оперативно-календарное планирование и диспетчирование, но не ограничивается этим. В отечественных системах очень часто к MES сводят системы или модули, выполняющие только оперативно-календарное планирование и диспетчирование.

    Продукт MES может включать:

    ·EWI – Electronic Work Instructions – Электронные рабочие инструкции (как отдельное приложение, чаще входит в PLM, а используется в MES),
    ·Historian – Сервер архивных данных, модуль архивирования данных,
    ·LIMS – Laboratory Information Management – Система управления лабораторией (часто включают в MES)
    ·OEE – Overall Equipment Effectiveness – показатель общей эффективности оборудования (обычно входит в MES, но может использоваться отдельно, например, в мониторинге оборудования),
    ·RFID – Radio Frequency Identification – радиочастотные метки для идентификации производственных ресурсов (активно используются в MES),
    ·SPC – Statistical Process Control – статистический контроль процессов (входит в MES и в QMS, но может использоваться самостоятельно),
    ·WHM – Warehouse Management – система управления складом.

    В последнее время стали больше говорить о MOM (Manufacturing Operations Management) – Управление производственными операциями. Это не класс систем, это концепция. В нее входит и EQMS – Enterprise Quality Management Systems – системы менеджмента качества уровня предприятия. О ней сказано отдельно.

     

    Quality Management Systems (QMS) или Computer Aided Quality (CAQ) – системы автоматизации менеджмента качества

    В заголовок вынесено слово «автоматизация», т.к. в отечественной практике устоялся термин СМК – система менеджмента качества, имеющий другое значение. Определение из Википедии: Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Т.е. CAQ/QMS системы призваны автоматизировать СМК, это ПО для автоматизации СМК. Термин CAQ больше используется в Германии, QMS - в США.

    Существуют два уровня управления качеством: общее руководство / административное управление качеством и оперативное управление качеством. Функции общего руководства качеством выполняются руководителями предприятия, а оперативного управления — руководителями среднего и низового звеньев. Смысл выделения двух уровней управления качеством заключается в том, что общее руководство качеством как бы настраивает производство на нужный режим, который в дальнейшем поддерживается путем оперативного управления. Исходя из сказанного, при управлении качеством используются следующие термины:

    •          общее руководство качеством (quality management) — деятельность по управлению качеством путем выполнения следующих функций: взаимодействие с внешней средой, принятие стратегических и важных текущих решений, определение политики качества, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала;

    •          оперативное управление качеством (quality control) — деятельность по выполнению таких функций, как планирование качества, управление качеством при производстве продукции, контроль качества, информационное обеспечение, разработка мероприятий, принятие оперативных решений и внедрение мероприятий по качеству.

    Вот общее руководство качеством LNS Research и выделяет в категорию EQMS и располагает на уровне 4 (рис. 1). Сам термин введен в 2012 году. Оперативное управление качеством располагается на уровне 3, т.е. входит в MOM. Разделение задач между уровнями 3 и 4 как раз и обусловлено тем, что задачи уровня 3 выполняются в режиме реального времени. Системы класса CAQ/QMS обычно включают функционал обоих уровней.

    EQMS – это категория ПО уровня предприятия для управления данными и процессами в области качества. Ее можно рассматривать как платформу, интегрированную с другими ИТ системами для организации межфункционального взаимодействия.

    Список функционала приведен в отдельном обзоре LNS Research:

    • Non-Conformances / Corrective and Preventive Action (NC/CAPA) – Анализ несоответствий/Корректирующие и предупреждающие действия,
    • Compliance Management – Сертификация и стандарты,
    • Supplier Quality Management – Управление поставщиками
    • Risk Management – Управление рисками,
    • Failure Mode and Effects Analysis (FMEA) – анализ причин и последствий отказов FMEA
    • Complaint Handling – Управление рекламациями,
    • Advanced Product Quality Planning (APQP) – Расширенное планирование качества,
    • Environment, Health, and Safety (EH&S) – Экология и БЖД,
    • Audit Management – Управление аудитами,
    • Hazard Analysis & Critical Control Points (HACCP) – Анализ опасностей HACCP,
    • Change Management – Управление изменениями,
    • Reporting – Отчеты,
    • Document Control – Управление документами,
    • Calibration Management – Управление взаимодействием,
    • Employee Training – Управление обучением персонала,
    • Production Part Approval Process (PPAP) – Процесс одобрения производства компонента.

    Цели EQMS:

    • Стандартизация процессов, характеристик и оценок,
    • Интеграция задач качества с поставщиками и потребителями,
    • Единая глобальная система качества с веб доступом,
    • Возможность слышать потребителя,
    • Сделать данные более доступными,
    • Улучшение производительности,
    • Единый источник данных,
    • Данные доступны всем в реальном времени

    Правильный дизайн изделия исключительно важен для последующих процессов в т.ч. и в области качества. На этой стадии создаются:

      • Планы контроля (Quality inspection plans),
      • Планы испытаний (Quality testing plans),
      • Анализ причин и последствий отказов.

    Однако процессы управления качеством цикличны, информация идет не только от стадии проектирования, но и возвращается обратно для улучшения, внесения изменений в конструкцию. Часто информация включает такие данные (но не ограничивается ими): As-built data, As-maintained data, As-manufactured data.

    На стадии производства речь обычно идет о качестве в традиционном понимании (годен/не годен), а также о таких инструментах как статистический контроль процессов (SPC). В случае возникновения несоответствий (брак и др.), на этой стадии выполняется анализ с целью поиска причины.

    Функционал прослеживаемости при изготовлении позволяет выполнять анализ назад: на стадии, где продукт изготавливался, где проектировался, откуда поступил. Здесь одновременно находится множество деталей и по ним создается много данных, связанных с качеством. Информация должна быть структурирована. В этом случае доступен анализ на подобные ошибки и уже найденные решения, что заметно снижает усилия по выявлению и устранению несоответствий.

    Задачи качества на уровне MOM

    LNS Research Выделяет 8 задач, связанных с качеством и выполняющихся на уровне MOM (quality-takes-lead-in-mom-software-deployments-and-performance-benefits-.pdf):

    • Контроль в реальном времени (In-Line Testing): поддержка детальных шагов и процедур для контроля соответствия изделия спецификациям в процессе производства,
    • Контроль образцов в реальном времени (At-Line Testing): поддержка детальных шагов и процедур для контроля соответствия изделия спецификациям путем выборочного контроля,
    • Статистический контроль процессов (Statistical Process Control - SPC): слежение за контролируемыми параметрами в реальном времени с целью выявления тренда изменения параметра до наступления реального отказа,
    • Сбор данных в реальном времени и их отображение (Real-Time Quality Data Collection and Visibility): Сбор данных о качестве изделия, о этапах производства, материалах, людях и оборудовании с целью их оперативного отображения или формирования отчетов (эта информация должна также интегрироваться с EQMS уровнем),
    • Аналитика показателей качества (Quality Performance Analytics): возможность анализа процесса и данных реального времени с целью поиска корневых причин и их перекрестного влияния для улучшения качества процесса,
    • Аудит уровня цеха (Plant Floor Audits): возможность анализа работ и изделий в процессе производства на предмет стабильности, отсутствия несоответствий или неучтенных шагов контроля,
    • Автоматизация процессов контроля качества (Quality Workflow Automation): встраивание процессов контроля качества в общий производственный процесс (эта информация должна также интегрироваться с EQMS уровнем),
    • Анализ несоответствий уровня цеха и управление корректирующими и предупреждающими действиями (Plant Floor Non-Conformance/Corrective and Preventive Action Management - NC/CAPA): возможность управлять процедурами поиска и устранения несоответствий (эта информация должна также интегрироваться с EQMS уровнем).

    Задачи качества, выполняемые на MOM уровне, тесно интегрируются и с системами управления производством класса MES.

    Модель ISA95 работала более 25 лет (и сейчас работает). Но ассоциация MESA ee развивает и дополняет. Новая модель MESA вышла в крнце 2021 года. Смотри здесь.

     


    flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

    +7 (912) 6303008

    © qms-pav.ru