Будущее MES систем
Будущее MES систем
Как уже отмечалось, основные успехи во внедрении MES систем связаны с непрерывным или рецептурным производством. В машиностроении успехов мало. И здесь мы рассмотрим причины этого.
В обзоре 2016 года аналитическая компания Gartner делает прогноз о том, что число вендоров MES систем сократится за счет поглощения «чистых» (pure-play) MES систем. Сокращаться будет доля именно вендоров «чистых» MES систем (Вендоры «чистых» MES систем – это те, кто 100% дохода получает именно от MES). А доля MES от PLM и ERP вендоров увеличится. Доля разработчиков средств автоматизации (OT – Operational Technology) также увеличивается, но чаще всего это не в машиностроении. На рис. эта тенденция видна.
К сожалению, нет такой статистики по отраслям, но можно предположить, что именно в машиностроении будут преобладать решения от PLM вендоров. И связано это с тем, что достоверную информацию о изделии и технологии MES будут брать из PLM систем. Причем нужен не разовый импорт, а полноценное отслеживание изменений, версий и т. Д.
Эту тенденцию давно заметила и ассоциация MESA, которая расширяет свое видение на MES с каждым выпуском новой модели. Первая попытка стандартизации функций MES-систем и их спецификация была опубликована ассоциацией MESA в 1997 году в модели MESA-11. Как наиболее цитируемая, она долгое время считалась «классической». Она и сейчас не устарела, если ограничиваться рассмотрением цехового уровня. В 2004 году вышла модель c-MES, которая имеет большее число информационных входов и выходов и уже не может быть замкнута только на внутрицеховых процессах. Модель c-MES предполагает связь соответствующих функциональных модулей MES с корпоративными бизнес-функциями и системами. Задачи планирования в такой организационной модели перемещаются на уровень выше и реализуются уже не локально на уровне цеховых процессов, а с учётом других процессов предприятия. Тогда и стали говорить о 3 уровнях планирования – ERP, APS, MES. Новая модель вышла в 2008 году, но в отличие от предыдущих, она связывает не программные продукты MES, ERP, CRM и т.п., а стратегические инициативы, бизнес-операции и производственные процессы. MES в этой трактовке рассматривается не просто как программный инструмент, а как элемент управления в связке Стратегия - Корпоративные процессы - Производственные операции. Да и сама аббревиатура MESA поменяла расшифровку, теперь это Manufacturing Enterprise Solutions Association вместо Manufacturing Execution System Association. Т.е. теперь это ассоциация специалистов по производственным корпоративным системам.
Модель 2008 года, или «Стратегические инициативы» включает:
- Asset Performance Management (АРМ) - Управление активами;
- Lean Manufacturing - Бережливое производство;
- Product Lifecycle Management (PLM) - Управление жизненным циклом;
- Quality and Regulatory Compliance - Качество и соответствие нормам;
- Real-time Enterprise - Предприятие реального времени;
- Manufacturing Performance Metrics - Метрики производственной эффективности;
- Return on Investment (ROI) - Возврат инвестиций.
И наконец в 2022 году вышла еще одна модель уже с поддержкой таких концепций как цифровые двойники, цифровые нити и др. Модель связывает разные жизненные циклы на производстве (а не только ЖЦИ) с новыми технологиями. Подробнее смотри здесь.
Публикаций на русском языке по MES стало заметно меньше. Более того, ряд успешных компаний-интеграторов отказался от самого термина MES (в машиностроении), видимо, чтобы не замыкаться на цеховом уровне. Например, компания BFG предлагает ПЛАТФОРМУ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА. И вот как функции этой платформы распределяются по классической пирамиде автоматизации (по ISA95):
Т.е. в системе должны присутствовать модули для связи с бизнес-уровнем предприятия. К сожалению, часто в эту пирамиду не включают PLM. Подробнее смотри иерархию IT систем предприятия.